Велопоход Псебай - бол.Тхач - Лаго-Наки- Лазаервская - Апшеронск - мой город!
Апшеронск - мой город!

Вернуться   Апшеронск - мой город! > Наш город > Туризм

Туризм Природа Апшеронского района

Ответ




 
Опции темы Опции просмотра
Старый 10.11.2008, 20:02   #1
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
Велопоход Псебай - бол.Тхач - Лаго-Наки- Лазаревская

Поскольку добрая 1/3 нашего путешествия проходила по территории Апшеронского района и имеет к нему непосредственное отношение, то решил опубликовать этот материал.
Надеюсь будет интересно...


Фотографы, они же участники: Absolut, Jei, Bit, Борис.
Приношу извинения за допущенные ошибки, очепатки, пунктуацию и правописания

Велопоход, август 2007 г

Вообще то тем летом собирался в путешествие по Заполярью, но обстоятельства сложились так, что те, с кем хотел осуществить это предприятие, по разным причинам не смогли составить мне компанию.

Все планы на сезон летят к черту!

Неведомо откуда, из глубин подсознания неожиданно в голову пришла мысль о велопоходе, тем паче, что этой зимой купил новенький байк и желание его испытать в боевых условиях, не давали покоя. Маршрут вырисовался практически сразу, правда с начала я предполагал начать прямо из Горячего, а закончить в Ахметовской.
Топом решил, что в конце маршрута должна быть изюминка, посему решил переиграть и начать в Ахметовской, а закончить на море, а точнее в пос. Лазаревском.
Коротко нитка маршрута выглядела так: с. Горное, с. Ахметовское, пос. Псебай, пос. Перевалка, пос. Узловой, г. Бол. Тхач, с. Новопрохладное, ст. Даховская, Азишские пещеры, плато Лаго Наки, оз. Псенадах, пер. Майкопский, пос. Отдаленный, пер. Грачевский, дол. р. Псезуапсе, пос. Марьино, пос. Лазаревский.
Две трети маршрута было мне известно, однако информация 10 -ти летней свежести, как показали реальные события, не всегда отражают действительность. Кусок маршрута от Перевалки до Бол. Тхача, с этой стороны, вообще мне был не знаком. Карты упорно доказывали, что дороги там есть, подтверждение этому, частично, я смог найти на снимках со спутника. Все вырисовывалось просто отлично. Сначала небольшая разминка на относительно невысоких горках от Ахметки до Узлового, как бы вводная часть, затем выползаем на Тхач, после него по дорогам вдоль р. Сахрай до Даховской и основной кусок, плато Лаго Наки, плюс пер. Грачевский и река Псезуапсе.
Сразу оговорюсь, что лично у меня не было иллюзий по поводу сложности маршрута и я этого не скрывал от остальных. Реалии превзошли даже мои ожидания.
Ну, все по порядку. Поскольку из нашей старой гвардии никто не смог вырваться, то я воспользовался Интернетом и дал клич для желающих сходить в вело- путешествие. На предложение откликнулись сотоварищи по форуму, с которыми мы часто и горячо обсуждали тему туризма и проч.
В итоге наша компания состоялась из четырех человек, Сергея (Absolut), Игоря (Jei), меня (Bit) и еще один «легионер» Борис, прибыл из Ростова. Перед путешествием мы устраивали тренировочные покатушки, чтобы подготовиться физически, да и обкатка велов, для выявления возможных проблем, была необходима.



Мои расчеты показывали, что вся нитка маршрута составила порядка 400 км., если в среднем преодолевать по 40 км в день, с учетом того, что мы будем не только ехать, но и катить, то дней 10-ти 12, нам должно хватить, плюс пару дней на море, чтобы зализать раны.
Как и в прочие путешествия была расписана раскладка по продуктам, снаряжению и прочим мелочам, хотя в походе, наверное, мелочей не бывает.



С заброской в точку старта вопрос решился как нельзя лучше, Владимир Голубев, хозяин микроавтобуса «японца», с удовольствием взялся помочь нам в этом деле, предложив отличный сервис и хорошие цены. Поскольку я уже не раз обращался к нему с подобными просьбами, то сомнений в том, что все будет на высшем уровне, у меня не возникало. Что, впрочем, и подтвердилось, в последствии.
И так почему же все таки с. Горное и почему Лазаревское.
Горная и предгорная зоны этих мест достойны самого пристального внимания со стороны путешественников, места богаты, как памятниками природы, так и истории.
Нашей отправной точкой стало оз. Круглое, что у села Горное.
Генез, тобиш происхождение, озера очень интересно, это обрушившийся потолок некогда большой гипсовой пещеры, кроме того, вода в этом озере с большим содержанием щелочи, что придает ей интересные свойства. Крупы в воде не развариваются, чай не заваривается, а если вы добавите туда молоко, то оно свернется. К тому же глубина этого, сравнительно не большого водного объекта составляет порядка 22 метров.
На Лазаревское выбор пал потому, что до Лазаревского, через горы, есть дорога, кроме того, наличие железной дороги в точке финиша, позволит воспользоваться не дорогими электричками для отбытия домой.
Вот собственно и вся вступительная часть, переходим к части основной велосипедной.

День первый: Трудный старт.

Ранним утром 13 августа наша компания грузится в микроавтобус и держит курс на Ахметовскую. Наконец то поход начался, вся предпоходная суета позади, впереди две недели приключений и новых впечатлений.



Группа наша разношерстная и не схоженная, практически мы все идем в первый общий поход, разный возраст, разная физическая и тактической подготовкой, абсолютно разный опыт путешествий, но всех нас объединило жажда путешествий и приключений.





Проехать к самому Круглому озеру у нас не получилось, лесовозы убили дороги напрочь, поэтому ограничились пешей радиалкой от села Горного. Озеро, безусловно, интересно, но вот моих попутчиков оно не впечатлило, «болото», было общим резюме.
Я парировал тем, сказав, зато вы теперь знаете о его существовании и можете о нем поведать, тем более в этих краях озера вообще большая редкость. Слабое утешения для своего самолюбия, но хоть что-то…











Поскольку у озера остановиться не удалось, то мы вернулись немного назад в
с. Ахметовское и уже с него состоялся наш практический старт. Выгрузили велы и рюкзаки, попрощались с Владимиром, оставшись один на один с пыльной дорогой.




Первая поломка не заставила себя долго ждать. При попытке подкачать заднее колесо, отрывается сосок камеры моего велосипеда. Чертыхаюсь по этому поводу, ставлю запасную камеру, еще минут 15-20 упаковываемся, все, «Старт!». Надавили на педали и шины приятно зашумели по дороге. Держим путь на Псебай. Десять лет назад здесь была отличная гравийка, предположения пока оправдываются, это хорошо. Но наше счастье было не долгим, после качественного участка, дорога свернула влево и начала петлять по сенокосным лугам, затем поползла в горы, но она совсем не похожа на ту накатанную гравийку, что была здесь 10 лет назад.



Расчеты на сравнительно ненапряжный старт начали рушиться, однако в душе надежда еще теплилась. Может там, на отрогах Скалистого хребта, которые мы пересекаем, осталась хорошая дорога?



Трелевочная колея уводила нас вверх, ехать здесь не вариант, даже на сравнительно пологих участках. Дело принимает тоскливый оборот, на одном из привалов ухожу на разведку вверх, минут через 10 трелевка выходит на гравийную дорогу, но это уже не та дорога, что была тогда. Сегодня она представляет из себя жалкое зрелище, заросшая и заваленная, изрытая тракторами и лесовозами, размытая водой. Мда-а-а, иллюзии рассеялись, придется пахать с самого начала, не сложный, по замыслу, участок оказался, чуть ли не самым сложным из всего похода. Велопокатушки начали превращаться в велопотаскушки, поскольку таскали велики чуть ли не больше чем ехали на них.
К вечеру, изрядно уставшие, томимые жаждой, уходим вниз по очередной трелевке. Надо искать воду и становиться на ночлег. Доходим до ручья и ставим лагерь на небольшом полуострове, где долина делает резкую петлю. Наконец то можно напиться вволю и покупаться. В первые дни путешествия жажда особенно большая, воду поглощаем литрами, она сбивается, но не надолго.





Ручей узок и маловоден, небольшие ямки глубиной по щиколотку соединяются перекатами, где воду вообще еле видно. Посему принятие водных процедур напоминало купание воробьев в придорожной луже, и тем ни менее это доставляло неописуемое удовольствие. Смачно фыркая , обливаясь водой , народ смывал с себя пыль и пот первого дня.

Последний раз редактировалось bit; 10.11.2008 в 20:17.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:03   #2
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День второй: Мал. Лаба

Решение было одним, поскольку дорога фактически отсутствует, то спускаемся ниже, ближе к полям и по дорогам, объезжаем этот район. В тот день все так и началось. Проехав по долине ручья около 1 км, мы выезжаем на нормальную дорогу, что идет краем поля и продолжаем путь. На полевом стане уточняем информацию. Мостов здесь нет, есть кладка (висячий мост), к которому идет толи тропа, толи дорога. Вообще могу заметить, что местное население довольно плохой помощник в наших делах, как правило, район их осведомленности заканчивается за ближайшим деревом.
Подъезжаем к Мал. Лабе, пока Игорь борется с проколом, я разведываю путь. Дорога, на которой мы стоим, идет в брод через реку, глубина по пояс, может снести, остается кладка. Найдя старую дорогу, уходим по ней вверх по течению, в надежде, что она приведет нас к желанной цели. Дорога, если ее можно так назвать, пройдя берегом, вышла непосредственно к реке и закончилась. Опять привал, вновь ухожу в глубокую разведку.



Нахожу среди береговых зарослей приемлемый путь еще метров на 500, по старице. Висячий мост вижу, но как к нему подобраться? Прибрежные кусты, опутаны колючими плетущимися растениями, стоят стеной, и продираться через них с велосипедом не представляется возможным. Дело усложняется еще тем, что слева начался скальный пояс. Попытался разведать тропу вверху над скалами, выхожу выше, рыскаю по лесу, но и тут меня ждало разочарование, тропы нет. На обратном пути проскочил место, где поднимался. Хожу вдоль сбросов вперед, назад, никак не могу его найти, хоть кричи «Снимите меня отсюда, я колбасу отдам!». Затем нахожу вариант спуска. Под скалами растет орешник, он примостился почти у самого верха. Спрыгиваю к его корневищу, это 1,5-2 метра, затем, вспомнив детство, когда мы, изображали из себя парашютистов, катаясь на ветках, выбрал ствол орешника покрепче, повисаю на нем и на руках перебираюсь ближе к концу ветки. Орешник прогибается и опускает меня еще на метра два с полтиной, оставшиеся пол метра просто спрыгиваю. Вернулся к группе, пока бегал Игорь уже начал прорубать дорогу через кустарник напрямую, орудуя ножом, как мачете, останавливаю его и идем разведанные 500 метров, опять привал и снова разведка.



Еле заметная тропа идет под самыми скалами, по ней добираюсь до моста, вернее под него.
Чтобы забраться на мост надо еще преодолеть скальные выходы четырех метровой высоты, да и мост оказался полуразрушенным. Обойти скалу понизу не получится, река здесь делает поворот, образовав прижим. Все, хода нет! Возвращаюсь, поворачиваем назад, будем идти в брод.
Мал. Лаба река горная и быстрая, на наше счастье воды сейчас не так много, поэтому идея брода вполне осуществима. Сначала сам перехожу реку, преодолев основное русло до острова, потом еще через одну протоку к противоположному берегу, проверив дно и скорость течения. Протока не представляет проблемы, главное перейти первую часть брода, где основное течение . В одном месте поток особенно мощный, на дне мешают большие валуны, но устоять можно.



Вести велы через реку нельзя, поскольку это добавит парусности и удержать их в руках будет невозможно, решаем идти в два захода, сначала с рюкзаками, потом с велосипедами. Брод проходим классической стенкой, зайдя чуть выше и взяв угол, чтобы идти как бы по течению. Переносим рюкзаки, снова возвращаемся назад, уже за велосипедами, с ними не так удобно, но все проходит нормально, мы на острове, протоку каждый преодолевает самостоятельно.





На берегу делаем обед и выдвигаемся к Псебаю, сначала по хорошей гравийке, потом через пару км. она выходит на трассу, что идет от пос. Мостовского. После двух дней таскания вела, особенно приятно катить по шоссе!






В Псебае остановившись у лабаза, развернули карту и начали опрос местного населения, кто чего знает, вариант подняться по р. Армянке, а потом свалится по р. Темной не осуществим, в силу того, что дорогами уже несколько лет не пользуются, и там теперь все завалено и заросло.

Прорабатываем вариант через Перевалку, точной информацией никто не располагает, посоветовали заехать на базу к Николаю Ивановичу и уточнить.
Двигаем на Перевалку! За Псебаем останавливаемся, чтобы сфотографировать шикарный оптический эффект. Грозовые облака, подсвеченные солнцем, угрожающе красивое зрелище.



До поселка идет асфальтированная дорога, через 8 км, в центре поворачиваем на право. На окраине села еще раз на право через мост, к старым рыборазводным прудам. Здесь две дороги одна вдоль прудов, другая поверху. Едем по верхней, до указателя ул. Подгорная 34, это порядка 3 км. от поселка. Шутим по этому поводу, вспомнив анекдот про зайца который в ластах брел по пустыне, восклицая, зачем такой пляж отгрохали. Здесь примерно так же, поселок давно позади, вдруг через 3 км среди леса у дороги табличка с адресом.



Только мы въехали на территорию базы, как разразилась гроза. Везет! Стали постоем у Николая Ивановича по 100 рэ с человека. Номер четырех местный, газовая плита и баня.





Фантастика! За баню, правда пришлось доплатить еще по соточке, вообще то баня стоит 1000 рублей 3 часа, но в тот день на базе была еще компания отдыхающих, которая заказала баню. Предприимчивый Николай Иванович смекнул, что апосля, как первая компания покупается, баня все равно будет остывать впустую, а так с нас «хоть шерсти клок». Мы были несказанно рады такому предложению, причем, парится можно было хоть до утра. Баня сделана добротно, человек на восемь, с комнатой отдыха. Все прекрасно, да только солнечные ожоги, что получили мы за два первых дня, не дали в полной мере насладится паром. Дольше всех парился Серега, подтвердив репутацию сибиряка. На ужин жареная картошка и наркомовские. Только теперь почувствовал, что чертовски устал за сегодня. Чая уже не дождался, уснул практически сразу.

День третий. Кусты и отступление

Проснулся очень рано, солнце еще не встало. Пока народ спит, беру фотоаппарат иду на этюды.








Рыборазводник представляет собой череду прудов в долине ручья. Некоторых прудов уже нет и они заросли травой и кустарником, несколько еще осталось. Как рассказал Николай Иванович, он бывший военный и ведет здесь свое хозяйство вместе с семьей, что успел купить эту базу, до того как ее полностью разграбят.






Несколько баз, у нижних прудов, постигла печальная участь, они лежат в полной разрухе и запустении, как после бомбежки.
Позавтракав и осведомившись о состоянии дороги, покидаем гостеприимных хозяев и берем курс на Бугунжу. Хорошая гравийная дорога идет еще метров 200-300, потом переходит в старую разбитую дорогу. Опять началось!





После вчерашнего ливня глина липнет к колесам с удивительно быстротой, уже через несколько метров велик катить не возможно. Все забито грязью, приходится постоянно его чистить. Особенно дела худо обстоят у Бориса и Сереги, у них тормоза классические, а не дисковые, им приходится расстегнуть тормозные колодки, однако кардинально это проблему не решает. Дорога местами жутко разбита лесовозами. Чертыхаясь и матерясь, прем вверх.



Выкатили к старой делянке, здесь дорога поросла высокой травой, хоть глина липнуть не будет, уже легче. Обходим её слева до развилки дорог. Привал!



Делаем глубокую разведку, еще метров 500-700 можно катить без особых проблем. Начинаем спуск в долину ручья, после разведанного участка, дорога превращается в крутой глиняный овраг глубиной до 2-х метров.





Опять привал и разведка. С Борисом уходим вниз, найти оптимальный путь, но его нет. Заросли внизу еще хуже чем там, где мы остановились. Причем притоки ручья промыли в старой дороге овраги глубиной до 3-х метров глубиной с отвесными глиняными стенами, мостов нет. Полный АУТ! И такого пути еще в лучшем случае километров 5-7. А тут еще заходит грозовой фронт, раскаты грома все ближе, начал накрапывать дождь. Мы и так потеряли много сил, в первые два дня, ползая по кустам, здесь мы их оставим окончательно и тогда можно будет забыть про Лаго-Наки, а ведь еще и Тхач впереди. Возвращаемся назад к мужикам, беру на себя ответственность и поворачиваю назад. Приемлемый процент таскания велосипеда уже зашкалил, продолжение такой политики превращается в глупость. Объезжаем все это «Г» по гарантированным дорогам. Не все в группе были согласны с этим решением, но большинство было «за».
Выбираем назад к развилке, потом к нормальной дороге. Летим вниз по хорошей гравийке, что может быть лучше!!! В вело походе, таки надо на нем ездить, а не таскать.
Снова Перевалка и Псебай.



Решаем передохнуть в кафе «Уют», а потом катить на Шедок, от него через сенокосы на Баговскую. Как только мы зашли в кафе, разразилась сильнейшая гроза, «Везет!», давно такой грозы не видел. Молнией выбивает свет в кафе, да уж, щас бы мы хлебнули полной ложкой, останься в тех глиняных оврагах.
Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Переждав грозу, выезжаем в сторону пос. Шедок.
В это самое время Шедок подсчитывал убытки, гроза принесла с собой град с голубиное яйцо. Все, что было на огородах и на деревьях лежит на земле. Кукуруза сломана и превращена в мочалку, не говоря уже о помидорах, огурцах и проч. Выезжаем за поселок и бредем по сенокосной дороге вверх.



В поле толщина слоя из градин достигает нескольких сантиметров.



Опустился туман, придав окружающей местности мистический вид. Удивительные пейзажи!



Вечереет, лагерь ставим почти на перевале в лесу у дороги. Воды нет, вопрос решаем набрав воду из колеи на дороге. Благо ливень щедро наполнил их доверху. Такое решение слегка шокировало некоторых участников, но деваться некуда. Просто чуть дольше кипятим ну и немного спирта для дезинфекции, внутрь конечно. :-)
По прошествии трех дней начали выявляться первые проблемы. У Игоря велосипед не предназначен для подобных предприятий. На нем, возможно, хорошо прыгать по тротуарам и бордюрам, выделывая фортели, но путешествовать, нет. Игорь сидит в неудобной позе, а поскольку модель его велосипеда не предусматривает крепление багажника, то рюкзак, в добавок, неправильно нагружает мышцы спины, что приводит к болям. Как говорится «спина колом». Долго ехать он не может, минут 15-20 и ему нужен отдых, чтобы выпрямится.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:05   #3
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День четвертый. Хороша дорога, особенно когда она есть…

Утро, как обычно было солнечным и как всегда иду на этюды, за одно разведываю дорогу.



Снимать собственно нечего. Сделал пару снимков неба, с подсвеченными утренним солнцем облаками.




Дорога пересекает небольшую поляну и вновь ныряет в лес. Покрытие дороги грунтовое, опять придется бороться с налипанием, после вчерашней грозы земля еще не успела просохнуть.
Завтрак. Наш утренний рацион состоит из молочной овсяной каши с изюмом и медом, плюс чай с сушками. Объем и рацион питания, в целом всех устраивает, кроме Бориса, его молодой организм сжигает завтрак в течении часа, остальное время до обеда он ходит голодный. Ему в этом смысле тяжелее всех, но он держится молодцом.

Выкатили на дорогу, первые метров 300 едем, затем начинаются проблемы с налипанием. Теперь уже и у нас с Игорем, колеса перестают крутится уже через несколько метров, попытки чистить бессмысленны, колесо не успевает сделать оборот, как его вновь клинит от глины. Тогда я просто волоку вел по земле, черт бы его побрал! Остальные пытаются чистить, но затем, кажется, так же волокут. Благо, что участок такой дороги оказался небольшим. Через сотни полторы метров выходим на огромный сенокосный луг.



Очищаем велы и по травянистой дороге катим вдоль ЛЭП, бессмысленно точащей среди травы, поскольку проводов на опорах нет. Пейзажи прекрасные, не смотря на все трудности.



Доезжаем до развилки, ориентируемся, влево дорога идет в лес, ну уж дудки, нас сейчас туда не загонишь. Две сотни метров по лесу мы сегодня уже «ехали». Дорога вправо идет по лугу, но пока не ведомо куда. Опять разведка. Луга справа уже скошены, значит, сено куда то вывозили, а ближайший населенный пункт Бесленеевская. Выходим на пригорок, далеко внизу видна долина р. Ходзь, какой то поселок и тонкая серая полоска. Дорога! По серой полоске видны точки движущихся машин, судя по скорости движения, дорога в хорошем состоянии, а отсутствие пыли указывает на асфальтовое покрытие. Сенокосный луг спускается практически к дороге. Решено, катим в эту сторону!
Спуск был просто сказочный, несемся вниз по лугу с бешенной скоростью, грязь ,которая успевает налипнуть тут же отлетает, бьет по ногам и корпусу, куски грязи взлетают выше головы попадая по лицу, спасают очки, скорость местами до 50-60 км/час. Прекрасно, вот где ощущается прелесть велосипеда в полной мере, на спуске!
Наши предположения оправдались, сенокосная дорога вывела нас прямо к асфальту.
До Беслеевской 2 км, это пустяк, жмем на педали, мы снова на коне.





Серега на асфальте не удержим, развивает хорошую скорость, за ним не угнаться, а вот у Игоря проблемы с велосипедом начинают усугубляться, у него стали жутко скрипеть тормоза во время движения. По всей видимости, диск цепляет тормозные колодки. Ремонтируемся вовремя отдыха у лабаза, попытка отрегулировать положение тормоза дали кратковременный результат. После непродолжительного отдыха, покидаем Бесленевскую и движемся в направлении ст. Баговской.
При подъезде к Баговской, справа над сенокосными лугами и редким лесом видны скалы.






Очень симпатичные виды, на сколько помню, эти места еще известны своими подземными полостями. Входы в пещеры или гроты видны даже с дороги, они черными точками зияют на светлом теле скальных выходов. Но поскольку изучение пещер не входит в наши планы, то мы продолжаем движение. Как и вчера после полудня на небе вновь стал формироваться грозовой фронт. Гроза по джентельменски предупредила нас о свое приближении раскатами грома и ветром, после чего не замедлила приступить к основной своей части, обрушившись сильным ливнем. К счастью в это время мы уже изучали гастрономические предпочтения жителей станицы Баговской в местном магазине. Выбор был вполне приемлемый, посему каждый подобрал себе продуктовую корзину по вкусу. Получился обед.




Опять же пытаемся узнать у местного населения состояния дорог в направлении Бол. Тхача. Из полученной информации выяснилось, до кордона Тхач, дорога хорошая, а что из себя представляет дорога после, узнаем на кордоне. Ливень, меж тем, перешел в стадию мелкого дождя. Решили выдвигаться, едем к пос. Узловому, последнему населенному пункту по дол. р.Ходзь. На выезде из Баговской, мужики, пившие водку под навесом у пруда, нетрезвыми голосами крикнули нам в след «Эй!Куда вас х…. несет?!»
Мне не нашлось, что им ответить, кабы самому знать...
В пос.Узловом вновь пытаемся разузнать состояние дороги после кордона, но четкой информации нет. Покидаем село через Горелый мост, хорошая гравийная дорога уводит нас вверх по дол.р.Ходзь. Через 8 км пути, дорога пересекает Ходзь и начинает набор на хребет. Время вечернее, подъем затяжной, как там с водой, информации нет. Поэтому решаем стать у дороги, сразу за бродом, а уже завтра с утра начать подъем. Пока народ переправляется, ухожу искать место под лагерь. Пройдя немного, по примыкающей к основной дороге отворотке, натыкаюсь на медведя. Я, правда, видел только его холку, торчащую среди кустарника и Белокопытника. Тихой сапой, на мягких лапах двигаю назад. Немного отойдя, резко и громко крикнул, мишка рванул на пролом, сметая все на своем пути. Хруст стоял отменный. Места здесь уже медвежьи.
Вечером долго возимся с костром, сырые дрова очень неохотно разгораются. Пишем дневник, готовим ужин и укладываемся спать. Завтра большой набор высоты.







День пятый. Тхач уже так близок…

С утра затяжной подъем на хребет разделяющий долины рек Ходзь и Тхач.
3 км толкаем велосипеды в гору, затем небольшой спуск и снова подъем примерно километра полтора. Немного поднявшись, развилка, если идти прямо, то вы попадаете в «Кизиловую балку», по отзывам водителей лесовозов, подъем на Тхач через балку для нас не годится, поэтому поворачивает в лево, на дорогу, что ведет к кордону Тхач.



Снова толкаем велы в гору, уже хочется хоть немного прокатиться. Примерно через 2 км выползаем на заветный перевал. Самого Тхача не видно, в районе хребта клубятся грозовые облака, они накрыли вершину плотной шапкой и мешают ориентированию. После непродолжительного перекура катим вниз. Дорога идет плавным траверсом и через несколько км. выводит к мосту, еще метров 50, развилка, нам на право к истокам, здесь же на развилке находится кордон носящий одноименное название с рекой и вершиной. Кордон обитаем, там постоянно дежурят егеря.



Справляемся у сторожа насчет дороги к Тхачу. Тот задумчиво чешет подбородок, косясь на наших железных коней. Я пытаюсь добиться от него координат хотя бы одной, более менее хоженой тропы. Опять задумчивый взгляд, куда то в горы, говорит, что есть на левом истоке. Благодарим за информацию и продолжаем путь.








Дорога наезжена еще примерно 1,5 км., дальше, подойдя к старому мосту уходит чуть выше в брод, на противоположном берегу, после небольшой полянки с развилкой, она переходит в старую заросшую дорогу.



На полянке уходим вправо вдоль левого истока. Мостов здесь уже нет, теперь дорогу пересекаю огромные рвы, при этом тропу, что идет по старой дороге, никак нельзя назвать набитой. Видны следы, в виде примятой травы, от 3-4 человек, вот и вся нахоженность. Вскоре и примятостей не остается, поскольку вошли в зону Борщевиков и Белокопытников. Их высота превышает 2 метра, ломая сочные стебли рулями велосипедов и давя их ногами, прорубаем себе путь вперед. Велосипед выступает в качестве тарана. Педали постоянно за что-то цепляются, матерюсь неистово, в слух и про себя…











Дошли до устья правого и левого истока р. Тхач, «дорога» закончилась, время уже к вечеру, находим прекрасную площадку среди пихт и бука чуть выше от места слияния, между двух истоков. Ночуем.





Со стороны Тхача слышны раскаты грома, ставим лагерь, отдыхаем, жуем чернику. Куда дальше? Этот вопрос терзает меня все больше, поскольку дорога не перешла в тропу, а может я ее не заметил? Сегодняшний день забрал много сил, поэтому разведку отложил на завтра. Наверное, увидеть здесь, среди Кавказских джунглей группы с велосипедами будет забавно, ежели не сказать больше.
На сегодняшний день самый шустрый у нас Борис, кажется его «батарейки» не садятся, он постоянно в движении. Только бы его заряда хватило на весь поход.
Сергей фанат асфальта, тут ему равных нет. Как только выезжаем на твердое покрытие, гнаться за ним бесполезно. :-)
А еще он постоянно жует яблоки и угощает нас, откуда они берутся, для меня осталось загадкой. Вроде как яблони проехали давно, но на количество яблок это не повлияло :-D
У Игоря беда с велосипедом и спиной, но он держится мужественно. Когда мы спешиваемся, Игорек радуется, , поскольку езда с рюкзаком на спине дается ему не легко.
К тому ж он натер на спине большой мозоль, дело усугубилось тем, что мозоль содран.
Мы пытаемся его лечить, к утру рана подживает, но как только он надевает рюкзак, все лечение идет прахом.
Природа приправила наш ужин грозой, мужики соорудили навес из полиэтилена перед палаткой, получился просторный тамбур, так что трапезничали с комфортом.



Вообще в этот период грозы здесь идут с завидным постоянством, завтра продолжение наших приключений…
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:07   #4
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День шестой: Отступление 2…

Утро было солнечным и теплым. Птичий щебет, сливаясь с шумом реки, ласкал слух.
Благодать, да и только.
Дождь так и не смог полностью уничтожить наш костер, среди пушистого пепла, под обуглившимся головешками , удалось раскопать несколько горячих углей, что существенно упростило процесс разведения нового.
Пока мужики занимались приготовлением завтрака, ухожу на поиски тропы или дороги.
Тропы нет, но есть старая трелевочная дорога, в еще более заросшем состоянии, чем вчерашняя. Успокаивает то, что направление дороги совпадает с направлением нашего движения. Пройдя по трелевке с километр, возвращаюсь в лагерь. Завтрак уже готов, прием пищи, сборы и в путь. Вчерашний дождь промочил землю, поэтому толкание вела через лопухи по крутому подъему задача не из легких, внизу под зелеными зонтами Белокопытника упавшие стволы деревьев добавляют трудностей. Ноги скользят, педали, по своему обыкновению, цепляются за всевозможные бревна и ветки, тело в полном напряжении, пот ручьями стекает по лицу, заливая глаза. Приходится как жеребцу, фыркая встряхивать головой, ну и мать перемать конечно…



Крутой подъем перешел в более пологий, стало легче, но не на много. Прошли разведанный участок, пока идти можно, двигаем дальше. Еще метров 200 и ОПА! Дороги нет ваще! Снова разведка. Ухожу вперед и примерно час брожу по лесу в поисках потерянной дороги. Я ее нашел, это уже не дорога и даже не направление, а черт знает что. До спасительной альпики еще далеко, надо делать выводы.
Возвращаюсь назад к группе, описываю ситуацию, принимаем решение отступить и объехать этот участок. Идея подняться с велами под Тхач потерпела фиаско, но это не убило идею всего похода. Третья засада за поход!!! На душе не хорошо и обидно. «Мы проиграли бой, но не войну»!!!
По уже знакомому пути достаточно быстро добираемся до кордона. У меня поломка, срезало болт крепления багажника, приходится придумывать способ закрепить его к раме.





Моем велы и одежду, переодеваемся, мажем зеленкой царапины и ссадины.
На перевал практически заезжаем, дальше почти 5 км. спуска!!!



Кисти рук немеют от долгого сжатия ручки тормозов, но все ж приятно катится в низ!
На спуске растягиваемся, вся команда вновь собирается у брода через Ходзь. Река разлилась после вчерашних дождей, теперь воды раза в полтора больше. Переправа не представила сложностей и вот мы уже катим в сторону Узлового.








Игорь стал отставать, поскольку рюкзак, раздирающий мозоль на спине доставляет ему все больше страданий. Проблему надо решать. Как это не печально, но на одном из привалов, обсудив эту тему, предлагаем Игорю подумать о сходе с маршрута. Поскольку лечение не приводит к положительной динамике, рана на спине может в любой момент загноиться, тогда проблем только добавится. Игорь все правильно понял и согласился с нашими доводами. Решаем заночевать за ст. Переправной, а завтра проехать через пос. Мостовской, где отправим его на автобусе в сторону дома.
Проехав Переправную, оказываемся среди полей с редкими перелесками, где ночевать, пока большой вопрос. Едим еще примерно 2-3 км, слева видим табличку «База Итерлес. Доска обрезная, паркет, столярные изделия». Может приютят, еду на разведку.
База состоит из нескольких кирпичных зданий времен развитого социализма, под навесом несколько мужиков импортной ленточной пилой распускают очередной буковый кругляк.
Мое появление на некоторое время привлекает внимания, воспользовавшись этим, спрашиваю, о возможности ночлега. Они меня отправляют к мастеру, пока иду осматриваю территорию базы, это не самые лучшие ее времена, но мест под палатки предостаточно.



Мастер Сергей, радушно принял меня и предложил выбрать любое место, которое нас устроит. Удача! Благодарю его и спешу забрать с трассы остальных.



Чуть позже мы познакомились и с директором этой фирмы Эдуардом. Вечером во время беседы с ним, находим в Мостовском общего знакомого, моего старинного друга, которого я долго и безуспешно искал. Невероятно, но человека, которого искал почти 20 лет, нашел таким вот способом. Еще через пару минут я уже говорил с ним по телефону, а еще через час мы отмечали встречу, до 5 утра… :-)




День седьмой: Нас остается трое.

Утром, прибыв на автостанцию пос. Мостовского, прощаемся с Игорем.
За эти, не простые, первые дни путешествия, мы сдружились. Грустно.



Возле автостанции, с удивлением обнаруживаем полномасштабные археологические раскопки.
Археологи раскапывают курган. Пошли поинтересоваться, что, да как. Руководитель раскопок с раздражением выпалил : «Все уйдите от кургана. Все вопросы после 18 часов!»
Видать достали мужика, представляю, сколько глупых вопросов ему приходиться выслушивать в таком оживленном месте. Через пару минут, сменив гнев на милость, сказал: «Спрашивайте, один черт не уйдете» Наверное, наши вопросы не отличались оригинальностью и глубиной познания древности, от вопросов предыдущих его собеседников, однако ответил на все, что нас интересовало.
Из услышанного, стало ясно, что это курган кочевников. На сегодня, в верхних слоях кургана поднято 9 захоронений позднего периода. Дошли до нижнего захоронения, по сути самого главного. Захоронение состоит из окатанного булыжника, насыпь из булыжника окаймлена кольцом небольших каменных плит стоящих под углом. По его предположениям, это захоронения может относиться к 3 веку нашей эры.
А почему раскапывать стали сейчас?, не унимались мы. Все очень просто, здесь будет авто-заправка. Вопросов нет.
Оставляем археологов, прощаемся с Игорем, сами же продолжаем путь в сторону Каменомостского, через Губскую, Хамкетискую, Новосвобоное, Севастопольскую, Абадзехскую.





До Губской добираемся достаточно быстро. Во время привала у магазинчика, покупаем пару небольших арбузов, чтобы утолить жажду. Когда покупал арбузы, молодая женщина стоявшая рядом задала риторический вопрос « И охота вам вот так на велосипедах маяться…»
А что я мог ответить?! Я сказал: «Конечно нет, но ведь надо же кому-то этим заниматься».
Чудная станица Хамкетинская, что расположилась на нашем пути, пустынна и малолюдна.





На выезде из нее проезжаем яблоневый сад, ну как тут не соблазниться и не отведать молодильных яблок, когда они вокруг в таком изобилии. Только мы начали пробовать яблоки, чтоб подобрать нужный сорт, как из сада вынырнул Узаик с хозяином, который объезжал владения, дабы пресечь незаконное собирание и поедание урожая. Вот блин!, внутренне я немного напрягся, но все обошлось как нельзя лучше. Хозяин, выйдя из машины, изрек «Что ж вы тут яблоки рвете?! Пройдите 50 метров ниже по ряду, там сорт вкуснее и спелее, да еще и груша растет» :-D



В общем, разошлись друзьями.
После сада, дорога, больше напоминающая тропу контрабандистов, пропетляв по лесу вышла на луга. Справа внизу уже вида Новосвободная, от нее начинается асфальт до самого Каменомостского.








Чередой пошли спуски и подъемы. На некоторых спусках развиваем приличную скорость более 60 км/ч. Ближе к вечеру въезжаем в Абадзехскую, зашли в лабаз купить воды, по выходу обнаруживаю, что заднее колесо моего велосипеда спущено. Хорошо, что не на спуске, а то бы лежать мне в придорожной канаве :shock:
При замене камеры замечаю, что покрышка по бокам измочалилась и вот- вот порвется. Ё- моё! совершенно новая покрышка не выдержала и 300 км. пути. Чертыхаюсь, вспоминая продавцов велосипеда и их рекламную лесть.
В этот день мы проехали более 100 км. Были просто шикарные спуски и не менее шикарные подъемы. Въезжаем в Каменомостский с последними лучами солнца. Ноги уже не крутят, задница, напоминает раскаленный утюг :-D
Проезжая по поселку вижу знакомый микроавтобус Владимира, тот, что осуществлял нашу заброску, начинаю энергично махать, с радостным видом, но он что-то интересное рассказывает пассажирам, проезжает мимо, не заметив наше вело трио. Встречи на «Эльбе» не получилось. Ночевать решили на турбазе Горной, по 200 рэ. с человека. На базе действует детский летний лагерь, наша уставшая походка и обветренные лица не совсем вписывались в этот праздник жизни, на какое то время мы привлекаем взгляды аборигенов лагеря , но уже совсем скоро мы никому и за даром не нать и за деньги не нать.
Сегодня удалось принять горячий душ, верх блаженства, в теле такая приятная гибкость образовалась :-)
Усталость какая то бешенная, наверное, только у меня. Может последствия бессонной ночи, а может следствия тяжкого старта. Замечено уже не раз, что трудный старт выливается в упадок сил дня через три – четыре. Поэтому начало похода стараются рассчитывать, как относительно легкий, у нас он легким не случился.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:08   #5
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День восьмой: Лаго-Наки

Утро прошло в упражнениях по макраме. Пока готовится завтрак, штопаю покрышку, помнится, мне уже приходилось делать подобное в экспедиции «Транс Кавказ 93». Опыт, однако. :-D
Поменял покрышки местами, штопанную, ставлю на переднее колесо, поскольку нагрузка меньше, с переднего, соответственно на заднее, она еще пока живая. Часов в 8 стартуем по направлению плато Лаго-Наки. Дорога, пройдя старые печи по обжигу извести, входит в каньон р. Белой. Слева нависают скалы, справа на 20 метровой глубине каньона, Белая несет свои мутные, после дождей, воды.
Машин мало, утренняя прохлада бодрит, мерно катим по каньону.



Первая остановка
Водопады Руфабго. Посетителей еще нет, хозяева убирают территорию и завозят продукты, готовясь к очередному трудовому дню.



Везде турникеты и решетки. Вывеска «Добро пожаловать» смотрится как издевательство. Посетителей, аки зверей, огородили со всех сторон железными прутьями, не дай боже бесплатно на природу полюбуются. На нас, как ранних посетителей, никто особого внимания не обращал, воспользовавшись этим случайным гостеприимством, проходим на мост, чтоб сделать несколько снимков.





Дальше моста проход закрыт, дожидаться, когда нам будет дозволено взглянуть на водопады, не стали и продолжили движение. Что называется «купил себе водопадик» и не горюй. Пусть сервис вокруг будет платный, но почему сами водопады превратились в коммерческий объект?! Мля…, Тудыт-Растудыт …. И еще много чего.
Уезжаю со злостью в душе, как всегда, дело комерцелизации тур. отрасли довели до маразма, терпеть не могу наш официальный «цивильный» отдых, примитивное выкачивание денег при минимальных затратах, с их стороны.
Еще раз убедился в правильности выбранной стратегии нашего отдыха, на душе
отлегло :-)
Вскоре подъезжаем к развилке Даховская - Турбаза Лаго-Наки. Наш путь на право к мосту через Белую, к базе Лаго-Наки. Впереди почти 40 км. подъема и это только до альпийских лугов.



Какую то часть подъема сначала прем на велах, потом пер стал ослабевать, спешиваемся и толкаем наших коней в гору. Серега, каким то чудесным образом умудряется местами продолжать ехать на велике, я чет совсем чувствую себя уставшим. Подъезжаем к первому рыночку, разместившемуся у смотровой точки. Вид на Даховскую, Тхачи, долину Белой. Продают мед, чай, всякие Кавказские сувениры и медовуху.



Давно хотел попробовать настоящей медовухи, не самогона, а именно малоградусной медовухи. Подъезжаем, хозяйка радушно нас встречает, предлагает попробовать и наливает грамм 20.
Да-а, чудный напиток! Почем стаканчик? 60 рублей, говорит. Быстро прикидываю, что 100 гр. по 60 рэ, можно себе позволить. Наливай! Она наливает в два раза больше, чем дала попробовать, тобиш грамм 40. И это все??? ! А, что вы хотели?! Ну-у мать, ты даешь! С нас истинных туристов?!!!? Да мы потом пропитаны, как старые морские волки, мы туристы в третьем поколении, мы уже неделю педали крутим!!!! Три шкуры дерешь!
Эт ты вон, тем, кто на Мерседесах, цену загибай, а нас то уваж!
Хозяйка улыбается и идет на торг. Сговорились, 3 стаканчика по 40 :-)







Отведав медовухи, так и хочется сказать «вскочили на велосипеды и рванули», но все было прозаичней, взяли их за рули и пошли дальше :-D
Серега снова ушел в отрыв, мы с Борисом замыкающие. Вся наша компания состояла из ведущего Сереги, и двух замыкающих
По ходу прикидываю, что подъема прошли километров 7-8, впереди еще о-го-го сколь подниматься.
Едущая, на встречу, группа мотоциклистов приветственно сигналит и машет нам руками, признав в нас своих братьев, из отряда двухколесных. Мы так же им отвечаем, но я бы щас махнулся с ними не глядя.
Правдами и неправдами, к полудню, добрались до Азишской пещеры. Здесь многое переменилось со времени моего последнего посещения, кругом кафешки, фанерные ларьки и грязь. Цивилизация, но уж больно какая то грязная.
Нахожу своего старого приятеля Равиля, когда то, мы с ним ходили в недельный поход на выживание, ныне он старший смены работников по пещере. Равиль, любезно предлагает контрамарки для бесплатного посещения Азишской пещеры. Борис и я отказываемся от этой прогулки, под землю спускается Серега, поскольку он в этих краях впервые, а мы уже бывали. Народу не протолкнуться, только одна группа экскурсантов выходит из пещеры, другая тут же спускается.
Пока Сергей изучал подземелье, я вожусь с велосипедом.





Мой багажник окончательно сломался, срезало второй болт, попытки приладить его к раме, успеха не имели. Решаю расстаться с ним, благо на велорюкзаке есть плечевые лямки. Купили в местной забегаловке по пирожку с картошкой, жуткая гадость, хуже, чем в Краснодаре на вокзале (эталон плохих пирожков).
Отъезжаем от пещер в сторону плато, проехав немного, снова спешиваемся и катим велы вверх по дороге. Пейзажи меняются, лес все больше хвойный, начали попадаться березы и рябина. Асфальт закончился, началась гравийка, пройдя подъем, дорога переходит в плавный траверс, садимся на велы и еще пару км. едим до шлагбаума. На кордоне с нас взяли плату за прохождение по территории Кавказского биосферного заповедника, так они объяснили, хотя заповедник далеко отсюда.
Спорить не стал, 100 руб. сутки, не проблема, бог с ними, главное чтоб спокойно и без претензий. Наш путь лежит к оз. Псенадах и далее на пер. Майкопский, всего на территории заповедника рассчитываем пробыть двое суток. Покидаем кордон по направлению альпийских лугов, они уже так близко.
Граница леса позади, долгожданные альпийские луга, но радость наша не полная.
Все хорошо, если бы не глина, вязкая и липучая. Всплывают картинки начала похода, глина налипает и стопорит велосипед, дело осложняется начавшимся дождем. Спасаемся тем, что катим велосипеды не по дороге, а по траве, так глина липнет меньше. Дело к вечеру, к истокам р.Цыца сегодня не успеть, надо думать о ночевке, но нет воды.



Запасы в бутылках оставляем для ужина, а пить хочется страсть как. Чтобы утолить жажду, приходится пить дождевую воду из углублений в каменных плитах, торчащих среди альпики.
Дождь прошел, выглянуло солнце, поиски воды результата не дали. Решаем стать у балагана, ведь пастухи берут воду откуда-то. Ямка в небольшом распадке с мутноватой водой вот и весь родник, но как говорится, на безрыбье и этому рад будешь.
С заходом солнца стало совсем холодно, одеваем свитера и вязанные шапки, еще сегодня утром мы радовались любой тени, нынче же недостает тепла.
Ложимся рано, завтра к оз. Псенадах.

День девятый: Псенадах

Раннее утро, Борис еще дрыхнет, а Сереги нет. Выползаю из палатки, бр-р-р, холодина! Солнце только слегка окрасило горизонт, сегодня будет солнечно, беру фотоаппарат брожу в поисках кадра, но чет нишиша не нахожу.



Где ж Серега?!
Озираюсь вокруг, кажись нашел, его одинокая фигура маячит выше нашего лагеря у снежника. По снегу соскучился, ностальгия надо понимать
Завтрак готовим на газовой горелке, дров здесь уже нет, вокруг сплошные альпийские луга.
Выдвигаемся в сторону Оштена. Вышло солнце, стало веселее, но проблема с глиной осталась, все так же стараемся катить велы по траве. За нами увязалась кавказская овчарка пастухов, здоровенная псина бредет сзади, но близко не подходит. Наверное ждет, кто отстанет, чтоб полакомиться.
Вокруг красота, да и только. Оштен во всей красе, по сочным альпийским лугам несутся табуны лошадей. Дышится легко и свободно.





Местами нам удается оседлать своих железных коней и хоть немного проехать. Преодолев небольшой перевал, спускаемся к истокам р. Цыца. Снежник, что лежит с северной стороны отрога Оштена, питает начало реки. Делаем привал и идем к снежнику, чтоб запечатлеться на его фоне.





Уже собираемся уходить, как из-за отрога выезжают егеря и прямиком к нам. Поскольку с пропусками все в порядке, то встреча была просто приятной формальностью. Пожелали друг-другу удачи и разошлись.





К оз.Псенадах можно пройти, как по верхней тропе так и по нижней, но чтобы не сбрасывать высоту и потом вновь ее набирать, идем по верхней. Она не так набита, но прокатить велы можно. К тому же вдоль верхней тропы просто заросли голубики, она как раз поспевает в этот период, чем мы не преминули воспользоваться.
Облака, что клубились за отрогом, все-таки переползли его и накрыли нас дождем.
Стало холодно и не уютно, одно спасение, не останавливаться.
Тропа прыгает по многочисленным отрожкам. Постоянно кажется, ну вот сейчас то будет видно озеро, ну еще один, теперь то обязательно, а его все нет. На смену дождя выглянуло солнце, обогрев нас и подсушив. Обогнув очередной отрог, видим долгожданный пейзаж, внизу в виде бумеранга лежит озеро Псенадах, слева видна седловина Фишт – Оштенского перевала, прямо, бастионы Пшех-Су. Последний рывок и мы у озера.







На берегу разбиваем лагерь. Сейчас только два часа дня, можно отдохнуть, не спеша побродить по окрестностям. Беру фотоаппарат и ухожу на этюды. Борис, свернувшись на коврике, уснул разморенный пригревающим солнцем.





Я бы тут задержался еще на денек, но народ жаждет движения вперед. Толи хотят быстрее покончить уже с этим делом, а может не в состоянии остановиться. Но впереди еще перевал Грачевский и долина Псезуапсе.
Что там? То, что дорога есть, сомнений не вызывает. Ее состояние посмотрим на месте. После джунглей, первой части путешествия, нам сам черт не брат.
Район оз. Псенадах, одно из красивейших мест плато. Не даром оно пользуется такой популярностью. Здесь и тишина, какая то особенная, смесь не громких звуков, переплетающихся между собой в особой гармонии, умиротворяет и настраивает на лирический лад. В общем, отдыхаешь не только телом, но и душой.

bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:10   #6
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День десятый: Отдаленный (Шпалорез)

Утро выдалось солнечным. Собирались не спеша, с удовольствием брожу босиком по утренней росе вдоль озера. Благодать!






Выход случился около 11 часов. Выкатываем велы на тропу и держим путь к перевалу Майкопскому. Тропа огибает Пшеху-Су с северной стороны, сделав небольшой набор высоты, она вьется по пологому альпийскому лугу.







Перевал Майкопский, представляет из себя крутой альпийский склон среди скал. Тропа круто уходит вниз, петляя среди скальных останцев. Я здесь уже бывал с велосипедом, но только мы поднимались на перевал. Тогда мы тут попотели!!! Впрочем, спуск тоже был не из легких. Груженный вел тянет вниз, камешки под ногами, выполняя роль подшипника, усложняют и без тог не простою ситуацию, с трудом удается устоять. Тормозишь не только ногами, еще приходиться задействовать вело-тормоза. Порой приходится, показываешь чудеса эквилибристики, которых сам от себя не ждешь, чтоб удержать велосипед на тропе и самому с нее не слететь. Пожалуй, здесь велосипед лишний :cool:





По прошествии примерно часа, собираемся у подножья перевала, на дороге. Наконец-то можно сесть на велосипед и оправдать его наличие, за последние два дня. А счастье было так скоротечно! Первая же попытка проехать участок спуска, чуть не закончилась вылетом в придорожные кусты. На таком крутяке и с такой массой велосипеда, тормоза оказались не эффективными. Делать нечего придется дальше его катить до основной дороги, это еще примерно километра 2. Дорога здесь действительно очень крутая, местные говорили, что когда сюда заезжает 66 Газон, то ему в кузов кладут хлыст дерева, который волочится по земле сзади, чтоб машина не опрокинулась.
Еще примерно через час выходим к дороге, что идет от Черниговской. Такого качества дорогу увидеть я не ожидал, еще прошлым летом она была в разы хуже. Судя по японской технике, дорогой всерьез занялись, вот только куда ее ведут, так и осталось без ответа. Наш путь вниз. Ну-у-у тут трасса, да и только!!! Гладкая, откатанная гравийка, просто Блеск! Вот уж где мы насладились скоростью!!!
Немного не доезжая Майкопского водозабора, нас настигает ливень. Решили переждать, накрывшись полиэтиленом, но стоять оказалось очень холодно, так и заболеть не долго, а дождь тем временем и не собирался прекращаться. По моим прикидкам мы совсем не далеко от водозабора, решаем доехать до него и там переждать непогоду.
Ехать, действительно, пришлось не долго, меньше километра. На сам водозабор нас не пустили, но позволили спрятаться у прицепа с ульями, а дежурный накипятить нам воды для чая. Переоделись и согрелись чаем, уже хорошо!



Как только дождь стал ослабевать, мы снова пустились в путь, сегодня надо проскочить Шпалорез и выдвинуться в сторону Грачесвского перевала.
Проехали развилку Черниговское – Отдаленный. Поворачиваем на Отдаленный, дорога уходит на южный склон хр. Черногор. После небольшого перевала снова затяжной спуск, до самого поселка.





Поселок мало изменился со времени моего последнего посещения. Здесь ничего не строят, лишь поддерживают в рабочем состоянии, то что еще осталось, но узкоколейка функционирует. Помнится я пару раз ездил по ней, незабываемые впечатления!
В местном магазине пополняем запас продуктов на оставшиеся дни и катим дальше в сторону Грачевского. От местных узнаем, что этот маршрут на море довольно популярен среди велосипедистов, не мы одни такие и это радует.
Отъезжаем от поселка километров 10 и становимся на ночлег. Подустали сегодня.



Вообще, классические посиделки у костра в обычном понимании у нас отсутствуют. За день так выложишься, что самое большое желание поесть и принять горизонтальное положение. Завтра снова в бой…



День одиннадцатый: Грачевский, Псезуапсе, кордон Марьино

Наступило утро, прохладное и сырое. Костер еще дымится, брошенное вчера полено не сгорело и сохранило угли.
Утро, каких у нас было уже 11, просыпаемся, умываемся, завтракаем, собираем вело- рюкзаки, снаряжаем велосипеды и выходим на дорогу. Единственное отличие в том, что собираться стали быстрее. Движения размерены и не суетливы, опыт однако.
Планы на сегодня грандиозные, взять перевал Грачевский и спуститься до Марьино по долине р. Псезуапсе.
Начинается затяжной много километровый путь вверх к перевалу. Дорога разбита лесовозами, где едешь, где катишь. Кругом следы рубок, старые и новые трелевочные дороги, не самые впечатляющие пейзажи.
Наконец дорога начинает главный набор к перевалу, здесь не то что ехать, катишь с трудом. Не смотря на это, если проходим заросли черники или ежевики, то останавливаемся и даем себе вволю полакомится лесными ягодами.
Тяжел и не благодарен труд велотуриста, пот струится ручьями, дыхалка на полную. Прошел несколько метров, остановка, короткий отдых и снова вперед.









Всему приходит конец, наступил он и у нашего подъема. Мы на Главный КХ (Главный Кавказский Хребет)!!!! Дорога, петляя между пихт и зарослей черники, идет прямо по гребню. Знакомые пейзажи!





Останавливаемся на развилке дорог, влево вниз, дорога уходит к Псезуапсе, прямо, идет до летних балаганов.
Делаем экскурсионный выход к монументам героям Гражданской и Отечественной войн.




Здесь воевал знаменитый Аркадий Гайдар, дед не менее «знаменитого» Егора Гайдара.
Страшно представить, что сегодня мог сделать со своим внуком демократом его революционный дед.
Но эти мысли нас вовсе не занимали, мы любовались окружающими нас пейзажами.
Сделав несколько снимков, начали спуск с перевала. Вновь возникла проблема, тормоза не в состоянии удержать велосипед на крутом спуске, делать нечего, придется спешиться.
Дорога серпантином петляет по склону, местами даже удается проехать, но вот опять крутой сброс и ты вновь становишься пешеходом. Наконец мы достигли долины Псезуапсе, дорога стала пологой, но здесь новая опасность, каштан. Прошлогодняя колючая оболочка плодов способна вывести из строя камеры вашего велосипеда, в добавок к этому лесовозы разворотили дорогу, а дождь залил все это водой, получилась очень качественная вязкая грязь. И снова о том, что на велосипеде нужно ехать, можно забыть. Через несколько километром такого пути, дорога наконец то становиться пригодной для езды.
Идя вдоль газопровода, она огибает многочисленные отроги левого борта долины. Опять спуски и крутые подъемы, глаза бы на них не глядели. Особенно чувствуется усталость на подъемах. Толкание велосипеда уже начинает раздражать, одна только мысль согревает душу, «Все проходит», настанет конец и этим бесконечным подъемам.
Река осталась где-то далеко внизу и лишь иногда до нас доносится ее шум. Мы неумолимо продвигаемся вперед к выходу из тесных верховий реки. Вот дорога делает несколько петель серпантина и спускается прямо в русло реки.



Здесь можно ехать, но только местами, когда дорога, преодолев очередной брод, спрямляет петли реки, через участки самшитового леса.



Пейзажи здесь все равно дивные. Вода в реке чиста и прозрачна, на ее песчаных отмелях можно найти медвежьи следы, юркая форель проносится по перекатам. Удивительной красоты крокусы цветут на зеленых полянках , среди темных, дремучих зарослей самшитового леса. Даже усталость, не мешает восхищаться окружающими ландшафтами.







На привале, после очередного брода к нам подъезжает УАЗИК с егерями, внезапно вынырнувший с противоположного берега.
Вот едрен-батон, оказывается мы нарушители. Когда в 1997 г. я здесь проходил, никаких тебе проблем, нынче долина Псезуапсе, как оказалось, является заказником с особым статусом и проход, проезд, только по пропускам. С нас штраф 300 руб.!
Ладно, говорю, возьмите свои 300 рэ и дайте спокойно умереть от усталости.
Оказывается им и деньги не нужны, а вот со смертью придется повременить, ибо надоть выправить протокольчик по всем правилам. А то у них недельная смена заканчивается, а план по протоколам просто «горит».
Душевные люди, надо признаться, подождали пока мы к ним на кордон приедем, усадили за стол, дали чая и сигаретку, взяли пачпорт и состряпали протокол. Да ты, говорит, не боись, мы вас по минемалке накажем, ты еще рад будешь. Вот представь, перед походом тебе надо было поехать в Дагомыс и выправить пропуск, мало того, что за сам пропуск платить, дык еще дорожные расходы. А так красота то кака, тебе дешевле, а нам протокол для отчету. Ты в следующий раз сразу сюда иди. И впрямь, подумал я, ну что сейчас 300 руб., говорю же, душевные люди работают у нас в лесном хозяйстве.
Можно вопросик, а какое дело шьешь, начальник? Дык понятно какое, нарушение троп миграции диких животных. Ну конечно! чет я сразу не дотумкал, как говорится «Был бы человек, а статья найдется» :-D
Пока оформляли протокол, к кордону подъезжает другой уазик, водитель, поприветствовав всех присутствующих, достал из машины арбуз, водрузил его на стол егерям, надо полагать вместо пропуска, и поехал себе в Заказник. «Вот, Ёптать!, не сдержался я, Все у нас есть, даже спирт, а вот арбуз захватить забыли….»
В общем, оформили нас, как полагается, указали отличное место для стоянки на берегу реки и дали несколько поленьев для костра. Настроение, было испорченное составлением протокола, снова наладилось, бог с ним с этим протоколом. Место поистине шикарное, глубокая яма под скалой с хрустальной водой, палатка, костерок, что еще надо для счастья! Ныряю в воду прямо в одежде, поток прохладной воды смывает с меня грязь и усталость сегодняшнего тяжелого дня. Блаженство не передаваемое!!!!
Накупавшись, делаем ужин посвященный, практически, окончанию похода. Уже завтра мы будем в Лазаревском.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2008, 20:11   #7
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
День двенадцатый: Море

Еще не взошло солнце, а Серега уже надраивает свой велосипед, готовит к выходу в цивилизацию.





Я пытаюсь уболтать его и Бориса остаться здесь еще на один день, но все мои доводы для них не убедительны. Серега ходит, роет землю, готовый стартовать, хоть сейчас, и на море совсем не хочет оставаться. Отпускаем его в отрыв, может успеет еще на электричку до Горячего.
Теперь нас осталось двое.
Ближе к обеду стартуем и мы с Борисом. До Лазаревского порядка 50 км, после Марьино, дорога серпантином лезет на высокий перевал горы Чхачетх. Прем вверх, солнце, жара, пот, все как обычно. Мимо проносятся уазики с открытым верхом, набитые отдыхающими, популярный, по нынешним временам «джипинг», при виде нас они весело смеются, чуть ли пальцами в нас не тычут. Несчастные. Да, что они понимают в путешествиях. Люди, которые и сотой доли не видели и не испытали того, что видели и испытали мы. Это нам надо на них пальцами показывать, но лица наши суровы, а руки заняты, только сильнее сжимаем рули и продолжаем свой не легкий путь к вершине перевала.
С перевала затяжной спуск, ну здесь мы на «коне». Скорость, дух захватывает!



В такие моменты испытываешь не передаваемое чувство восторга!
Дорога до Лазаревского заняла, примерно, три часа.
На одном из виражей открывается долгожданны вид на море, и сам пос. Лазаревский.
ВСЕ!!!!







По прибытии, делаем контрольный звонок Сереге, на случай если не уехал и оправляемся к жд вокзалу. Серега молчит, и его поиски на вокзале не увенчались успехом. Значит уехал.
Мы покупаем билеты на электричку до ЛОО и идем к морю искупаться.
Вместо восторга типа «О-о-о, Это Долгожданное Море!», вырвалось «Мда-а-а, это вам не Псезуапсе!». Толпа на пляже, грязь, мусор. Вода до отвращения теплая.
Ныряю в море, а вынырнув обнаруживаю вокруг себя арбузные корки и еще какой-то мусор. Прелесть! Для меня этого хватило, больше я в море не полез.
В Горном Воздухе, это предместье ЛОО, где нас любезно приняли знакомые Бориса, мы тоже пробыли не долго. Собственно после настоящего горного воздуха, которым мы дышали последние две недели, местный воздух нас не впечатлил. Отсутствие, вообще какой либо, канализации, влечет стекание всевозможных бытовых стоков по уличным канавкам. При условии жары и двух месяцев отсутствия дождя, сами понимаете, насколько «горный воздух», был «горным».
Ранним утром следующего дня решили повторить попытку покупаться.
На берегу кабинки для переодевания, превращены в загаженные туалеты, вообще слово «туалет» можно было говорить бесконечно. Кругом один большой сартир, это окончательно убило всякое желание оставаться и мы тем же днем отбыли в родные пенаты.

На этой романтической ноте закончу повествование о житие и приключениях, что случились с нами в эти 13 дней августа, 2007 года.

В итоге наш путь составил более 500 км., возможно скептики скажут, что велосипед можно было бы и не брать, но такое расстояние, за те же дни, пешком мы вряд ли бы преодолели.




Вот собственно все...
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.11.2008, 09:54   #8
жекан
VIP
Депутат Горсовета
 
Аватар для жекан
 
Регистрация: 05.07.2007
Адрес: Г.АПШЕРОНСК
Возраст: 33
Сообщений: 1,024
Отправить сообщение для жекан с помощью ICQ
:clapping: прикольно:clapping:
жекан вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.11.2008, 10:43   #9
Mithun
Освоившийся
 
Аватар для Mithun
 
Регистрация: 19.04.2008
Возраст: 32
Сообщений: 101
:clapping: Молодцы! Я в этом и прошлом году тоже ездил подобными маршрутами (Псебай - Красная поляна и Апшеронск - перевал Грачевский - Лазаревское), впечетлений масса! Кстати насчет егерей... тоже были проблемы с ними в 2007 году, но сейчас все делается проще, в Дагомыс ехать не надо, просто заказываешь пропуска по телефону абсолютно бесплатно. Если нужно могу дать телефоны заказника.
Mithun вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.11.2008, 18:47   #10
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
За телефон буду премного благодарен!!!
Слышал, что ребята гоняют, по маршруту Псебай - Кр.Поляна. Я в тех местах пешком ходил. Ну до Чернореченского кордона возможно есть дорога, а Умпырский и далее до самих истоков Мал.Лабы небось все пешком???
Велосипед штука хорошая, но больше предпочитаю ходить пешком.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.11.2008, 13:24   #11
Mithun
Освоившийся
 
Аватар для Mithun
 
Регистрация: 19.04.2008
Возраст: 32
Сообщений: 101
Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник
Адрес:пос. Дагомыс, ул. Гайдара, ул. 16
Телефон: (8622) 351222 - офис (8622) 521351 секретарь
Пропуск лучше заказывать заранее, недели за две, а то и три, по факсу скидываешь им заявление и копии паспортов, после они также по факсу скинут копию пропуска (один на всю группу). Если нужно могу скинуть образец пропуска.
Что касается дороги, там идет конная тропа, не особо то разгонешся, в гору конечно только пешком, ну и попадались обрывы оползни всякие, много приходилось тащить вел на себе, зато после кардона Умпырь вполне можно ехать, вплоть до перевала.
Ну а с перевала Аишхи ... такой даунхильчик ... просто класс!

Последний раз редактировалось Mithun; 13.11.2008 в 07:23.
Mithun вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.11.2008, 19:06   #12
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
Спасибо за информацию! Очень полезная!!!!!
Все ж вел привязывает к дороге или маломальски хоженной тропе. По заповеднику лучше пешком погулять.
Долины р. Безымянная, р. Цахвоа, р. Юха, оз.Воровского, массив Чилик, г. Цахвоа, оз. Имеретинское - места просто потрясающие, но с велом там делать нечего...
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.11.2008, 07:38   #13
Mithun
Освоившийся
 
Аватар для Mithun
 
Регистрация: 19.04.2008
Возраст: 32
Сообщений: 101
bit Незачто, я исправил телефоны на верные. Что касается тех мест, то я полностью с тобой согласен, что это пеший маршрут, но мне все равно очень понравилось, несмотря на ежедневные проливные дожди (попали как раз в сезон дождей) и то что на спуске с перевала разбился один парниша из нашей группы.
Mithun вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.11.2008, 09:42   #14
bit
Пользователь
Постоянный посетитель
 
Регистрация: 06.11.2008
Адрес: Горячий Ключ
Возраст: 44
Сообщений: 35
Парнишка, надеюсь жив, здоров.
Инфу по телефонам поправил, спасибо!
Ты случайно не катался по маршруту Кривенковская, пос. Мал.Псеушхо, пос. Бол.Псеушхо затем нар.Аше и по Аше вниз к морю. Давно смотрю на этот вариант, следующей весной хочу проскочить, в мае.
bit вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.11.2008, 09:50   #15
Mithun
Освоившийся
 
Аватар для Mithun
 
Регистрация: 19.04.2008
Возраст: 32
Сообщений: 101
Парнишка, слава богу жив здоров, лицо правда все в шрамах.
По маршруту не катался, но думаю все впереди, в начале следующего сезона свяжемся, может катнем куда-нибудь вместе, у нас группа 6 человек обычно.
Mithun вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Социальные закладки


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Отдых в горах Лагонаки (плато "Лаго-Наки", хр. "Азиш-Тау") Александр Гаевой Туризм 15 17.05.2012 19:23

Реклама
Кнопки:
????-???? Rambler's Top100 ?????? - ????????? ??????.
Ссылки:

Текущее время: 16:00. Часовой пояс GMT +3.


Apsheronsk.net © 2007-2014.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2014, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot